О компании Новости Услуги Проекты Статьи Голоса Вакансии Координаты

Организация звуковой сети в фитнес-центрах

Сегодня никто не сомневается в необходимости применения специальных звуковых систем в современных фитнес-центрах. Впрочем, вопросы по-прежнему остаются: как построить гибкую, удобную в использовании систему; с чего начать; как предусмотреть возможные расширения системы в будущем; сколько это стоит, и другие вопросы, относящиеся в целом не только к приобретению оборудования для фитнес-клуба, но и к любому приобретению вообще.

В этой статье приводятся варианты построения звуковых систем для различных помещений фитнес-центра и интеграция этих систем в единую звуковую сеть.

Зал аэробики.

Особенности работы в зале аэробики диктуют свои условия для организации звуковой системы. Прежде всего, во всем должен чувствоваться ритм. Ритм движения зависит от ритма речи инструктора и ритма музыки. Отсюда и выбор основных компонентов звуковой системы зала аэробики: микрофон инструктора, проигрыватель СD, комплект акустических систем.

Микрофон инструктора. Трудно представить себе инструктора с микрофоном в руках. Специально для целей аэробики разрабатываются специальные «защищенные» модели головных микрофонных гарнитур. На какие только изыски не идут производители: здесь и специальные трубочки-плевательницы, защищающие капсюль микрофона, и металлические тросы для соединения гарнитуры с поясным передатчиком, и специальные поясные сумки для передатчика, даже гарнитуры со встроенным передатчиком. У каждой модели есть свои достоинства и недостатки. Так, например, головная гарнитура со встроенным передатчиком, помимо всей электроники, содержащая в себе и аккумуляторы питания передатчика, периодически спадает с горячей головы. В целом же, головную гарнитуру радиосистемы (головная радиосистема – это гарнитура, поясной передатчик, настольный или рэковый приемник) принято считать расходным материалом, обновляемым регулярно. Кроме того, головные гарнитуры в гигиенических целях принято приобретать отдельно для каждого инструктора.

Проигрыватель CD. Здесь тоже не все так просто. Как подобрать темп композиции, который нужен для решения конкретной задачи? Уже по ходу работы инструктор меняет темп воспроизведения. Современные CD-плееры, предназначенные для подобных задач, позволяют изменять темп в широких пределах без изменения высоты тона произведения. Нередко применяются DJ проигрыватели CD, которые идеально подходят для описанной задачи.

Звук. Звук - самая сложная часть системы. Большое количество зеркал в зале аэробики, с одной стороны, неизбежно, с другой – крайне вредно для звука. Мало того, что зеркало идеально отражает не только свет, но и звук, так оно еще и дребезжит на низких частотах. Это накладывает свой отпечаток на требования к акустическим системам. Основное правило заключается в построении распределенной звуковой системы с большим количеством излучателей малой и средней мощности. Обычно, применяются небольшие настенные колонки, устанавливаемые за спиной инструктора, либо по длинным стенам зала для правильной локализации звука. В дополнении к широкополосным приборам могут применяться низкочастотные – сабвуферы. Поскольку в помещении находится постоянно включенный микрофон, необходимо добавить в систему автоматический подавитель обратной связи (характерный свист, возникающий при «заводке» микрофона).

Тренажерный зал.

При звуковом оснащении тренажерных залов используются два основных подхода: либо устанавливается обычная система фонового озвучивания, либо применяется система, которую принято называть «кардиотеатр».

Система фонового озвучивания. При построении системы фонового озвучивания необходимо учитывать, что в тренажерном зале повышенный уровень шума: лязг железа, шелест беговых дорожек и т.п. Поэтому здесь оправдано применение достаточно мощных звуковых систем, распределенных по потолку (оптимальное решение) или стенам. Установка громкоговорителей на потолке позволяет получить максимальную равномерность и серьезно сэкономить на подводимой мощности за счет оптимального рассеивания звуковой энергии. Если потолочная установка невозможна, используют настенные громкоговорители прямого излучения, т.е. стандартные корпусные громкоговорители, устанавливая их на высоте 2,5 - 3 м от пола в зависимости от типа помещения. Стандартное решение для зала площадью 150-200 кв.м. предполагает монтаж 15-18 потолочных громкоговорителей.

Кардиотеатр. Это загадочное слово кардиотеатр… Суть же крайне проста. Пробегая очередной километр по дорожке или проезжая очередную милю на велотренажере, чтобы совсем не заскучать, хочется сфокусировать внимание на чем-то интересном. Именно это желание и реализует система кардиотеатра. В месте, видном от каждого тренажера, устанавливается ряд телевизоров (плазменных панелей), по каждому из которых идет своя программа. На каждом тренажере или возле него на стене монтируется индивидуальный приемник, к которому подключены наушники. Теперь остается лишь выбрать на приемнике программу, настроить громкость, и Вы в кардиотеатре. Стандартный комплект поставки предполагает применение центрального контроллера и блоков расширения для организации системы 32 абонентов (максимальное число абонентов – 256 при числе блоков расширения 15).

Бассейн.

В фитнес-клубе очень много помещений с плохой акустикой. Про дребезг зеркал в зале аэробики уже сказано. Однако эти проблемы не идут ни в какое сравнение с акустикой бассейна. Как правило, бассейн – это помещение с высокими потолками, большими окнами и, разумеется, водной гладью. Совместно эти факторы приводят к страшному слову: реверберации. Это значит, что, хлопнув в ладоши, можно услышать многократное эхо, причем не сразу, а, скажем, секунд через пять. Понятно, что большое время реверберации негативно сказывается как на разборчивости речи, так и на воспроизведении музыкальных произведений. Что же делать? Применить тот же метод распределенного «дождевого» озвучивания. Здесь источников должно быть или очень мало, или очень много. Не надо также забывать о повышенной влажности в бассейне: применяемые приборы должны иметь защиту от влаги. Существует три стандартных решения озвучивания бассейнов: с помощью звуковых прожекторов, имеющих узкий направленный звуковой луч; с помощью настенных звуковых колонн, имеющих широкий раскрыв в горизонтальной плоскости и достаточно узкий в вертикальной; с помощью подвесных потолочных сферических громкоговорителей. Последний вариант представляется наиболее удачным. По сути, проблема с отраженным звуком решается путем подвеса сферических громкоговорителей на высоте 2,5 – 3 метра, т.е. приближения их к слушателю, и снижения за счет этого рассеиваемой звуковой энергии по помещению.

Теннисный корт

Опыт показывает, что на теннисном корте достаточно негромкой фоновой музыки и акустики, защищенной от попадания мяча. Здесь главное, чтобы как и в любой части клуба можно было услышать важные сообщения, в частности о пожаре. Чаще всего применяют 2-4 настенные звуковые колонны, имеющие широкий угол раскрыва по горизонтали, малый – по вертикали (высокие потолки и так не способствуют четкости воспроизведения), хорошую чувствительность и частотную характеристику, рассчитанную на максимизацию разборчивости речи

Ресепшн.

Ресепшн – это лицо любого заведения. Здесь нельзя подкачать, но нет смысла и переусердствовать. Как правило, оптимальным решением для озвучивания фойе является применение высококачественных потолочных громкоговорителей. Формула расчета количества «потолочников» очень проста. Шаг громкоговорителей зависит от высоты потолка. Стандартной высотой прослушивания считают полтора метра от пола, а угол раскрыва потолочного громкоговорителя – 90 градусов. Таким образом, шаг между громкоговорителями равен удвоенной разнице между высотой потолка и высотой прослушивания. Например, если высота потолка составляет 3,5 метра, то потолочные громкоговорители устанавливаются каждые 4 метра. Так, при длине и ширине фойе по 8 метров, достаточно всего четырех потолочных громкоговорителей для качественного озвучивания помещения.

Служебные помещения

Нередко важно передать сообщения для технического персонала в служебные помещения. При этом музыкальные программы в других зонах не должны прерываться. Так что служебные помещения обычно выделяются в отельную зону. Здесь в комнатах персонала применяются громкоговорители малой мощности, ориентированные на передачу речевых сообщений, а в больших подсобных помещениях – рупорные громкоговорители, обладающие высокой отдачей при относительно небольшой потребляемой мощности.

Кафе.

Звуковая система кафе подчиняется, как правило, уже описанным законам распределения акустических систем и может выполняться по методу «дождевого» озвучивания. Здесь можно применить потолочную акустику, аналогичную зоне ресепшн, или настенные громкоговорители, возможно, с дополнительными сабвуферами (последнее актуально в залах с караоке).

Объединение всех систем в единую звуковую сеть.

Как же объединить отдельные системы в единую сеть, да и нужно ли это?

Вот основные преимущества централизованной системы:

  • возможность передачи информационных сообщений в выделенные сектора вещания, в т.ч. в основной канал кардиотеатра;
  • приоритет информационных сообщений над музыкальными программами;
  • возможность организации многопрограммного вещания с возможностью выбора программ и регулировки громкости непосредственно из места прослушивания;
  • возможность использования одних и тех же источников музыкальных программ для всех секторов вещания;
  • расширение системы не предполагает принципиального изменения топологии;
  • возможность подключения дополнительных микрофонов и источников сигнала в любом помещении сохраняет независимость каждой зоны.

Стандартным решением для построения распределенных звуковых систем является применение матричных микшеров совместно с удаленными селекторами/регуляторами каналов, микрофонами, источниками сигналов и пр.


Copyright Reston Co. Ltd. 2008-2013


Яндекс цитирования










Ссылки